ТУРИЗМ БУДУЩЕГО: ОТВЕТСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ

21.06.2024

30 мая состоялось одно из важнейший онлайн событий в индустрии туризма и гостеприимства — конференция “FUТУРИЗМ” при поддержке Роскачества,  Комитета по туризму Делового центра экономического развития стран СНГ, Научно-образовательного консорциума «Устойчивый туризм».

Туристическая отрасль сегодня стоит перед серьезными вызовами, требующими переосмысления ее будущего развития. Эксперты отмечают необходимость перехода к устойчивым и экологичным моделям туризма, которые учитывают не только экономические, но и социальные, культурные и природные факторы.

Недостаточное развитие современной инфраструктуры в регионах, изменение климата, рост антропогенной нагрузки — все это актуальные проблемы, которые заставляют пересмотреть подход к туристическому развитию. Как отметил модератор пленарной сессии конференции Христофор Александрович Константиниди, важно сохранять баланс между экономическими, экологическими и социальными аспектами, чтобы избежать негативных последствий чрезмерной эксплуатации туристических ресурсов.

Важность этого тезиса подтвердил Александр Чернокульский, кандидат физико-математических наук, заместитель директора Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН,   Ученый секретарь Научного совета РАН по проблемам климата Земли , обратив внимание на изменения климата, которые наблюдаются в последние десятилетия, в том числе более быстрое потепление в России и Арктике. И как это влияет на туристическую отрасль: рост летних температур, изменение сезонности, увеличение экстремальных погодных явлений.Эксперт отмечает необходимость учета различных сценариев изменения климата при планировании развития туризма в долгосрочной перспективе.

Ключевую роль в трансформации туристической отрасли играет молодое поколение. По данным исследования Сколковской школы управления, около 24% населения страны — это трудоспособная молодежь, готовая поддерживать повестку устойчивого развития. Более 75% молодых людей готовы платить на 10% больше за экологичные туристические продукты и услуги. Эти данные свидетельствуют о высоком потенциале для развития «зеленого» туризма.

Успешные примеры внедрения принципов устойчивости демонстрирует курорт «Красная Поляна». Здесь был запущен первый на российском рынке массовый туристический продукт, разработанный с учетом требований экологичности. Все средства размещения прошли международную сертификацию, а более половины закупок приходится на местных поставщиков, что способствует развитию региональной экономики.

Как отметил Евгений Коростелев,доцент кафедры управления и технологий в туризме и рекреации Сочинского государственного университета, для решения комплексных проблем требуется системный подход, учитывающий влияние туризма на все элементы экосистемы — от почв и растительности до животного мира. Опыт успешных национальных парков в этом направлении может стать ориентиром для других территорий.

Международная ассоциация автотуризма и караванинга также уделяет большое внимание экологическим аспектам, разрабатывая правила поведения и кодекс для автотуристов. Они видят в этом направлении большой потенциал, ведь автотуризм является драйвером всей отрасли.

Для комплексного мониторинга и управления процессом перехода к устойчивому туризму Научно-образовательным консорциумом «Устойчивый туризм» при МГУ им. Ломоносова  по  был разработан Рейтинг устойчивого развития туризма и гостеприимства субъектов РФ. Он оценивает 85 регионов по 34 показателям, выявляя сильные и слабые стороны каждой территории. Это помогает выстраивать взаимодействие между бизнесом, органами власти и экспертным сообществом.

Дмитрий Владимирович Богданов, Председатель Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС, также отметил, что тема ответственного и устойчивого развития туризма является приоритетной для многих его коллег. Так, Ассоциация поставила перед собой амбициозную цель — сделать курорты юга России, включая Крым, Краснодарский край, Северный Кавказ и Каспий, лучшими в мире по профессионализму всех участников отрасли. Для достижения этой цели Дмитрий Богданов подчеркнул необходимость консолидации усилий всех «сопричастных» — не только отелей и санаториев, но и поставщиков, учебных заведений, органов власти и т.д. Это позволит создать благоприятные условия для предложения высококачественного туристического продукта. Доступность финансирования под низкие проценты является также одним из ключевых факторов для реализации проектов реновации и инноваций. Нужны решения по льготному кредитованию.

Много слов было сказано о развитии технологий и искусственного интеллекта. Александр Горный, Сооснователь United Investors. Экс-директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group, отметил, что мы сейчас только в самом начале новой революции, связанной с развитием ИИ.  А Валентин Микляев, основатель Bnovo, подсветил важность для молодых предпринимателей находить свою нишу, свой «значимый элемент», который можно встроить в существующую систему крупных игроков. Необходимо быстро тестировать гипотезы, используя доступные инструменты, в том числе искусственный интеллект, и собирать обратную связь от широкого круга потребителей. Важно также уделять внимание кибербезопасности и юридической защите, так как эти риски могут привести к серьезным последствиям для бизнеса.

Таким образом, будущее туризма видится в гармоничном развитии, основанном на ответственном подходе и заботе об окружающей среде. Вовлечении молодежи, внедрении инновационных решений, использовании лучших практик и системный анализ — ключевые элементы, которые позволят трансформировать туристическую отрасль в устойчивое и экологичное направление.

Корзина для покупок